Svengaly
Давным-давно жили в Северной земле славный охотник Туор и жена его Свен. Каждую зиму Туор уходил с другими охотниками бить зверя (все ведь знают, что в это время мех бывает самый лучший) и по многу дней жил вдали от родного селения. А Свен ждала его дома, хранила огонь в очаге, шила мужу рубахи да вышивала на них охранные знаки. А когда приходило время Туору возвращаться, разжигала она на вершине холма большой костёр, чтобы даже ночью не потеряли охотники дорогу к дому.
читать дальшеНо вот однажды зима выдалась особо злой. Семь дней кружил по всей Северной земле снежный буран. И погасил он сигнальный костёр, и задул огонь в очаге, и замёл все дома толстым слоем снега. И ни на миг не взошло солнце в эти дни над заснеженным миром, а звёзд не стало видно за белыми вихрями. И пришли в Северную землю Большая ночь и Великий холод.
Собрались тогда женщины сселения в одном доме и стали думать, как дальше быть.
- Замёрзнем мы тут все без огня, - сказала старая Гаю, - а мужчины наши если и выживут в буран, то не найдут во тьме дороги домой, да так и сгинут в снегах. Должен кто-то из нас пойти на гору Соту-нэ, где живёт владычица зимы Таюрга, да упросить её смилостивиться над нами. Я б сама пошла, да стара уже, совсем сил нет.
- И я бы пошла, да больна, - сказала её соседка Шиго.
- И я бы пошла, да детей малых оставить не на кого, - сказала Нанинэ.
Поднялась тут Свен и говорит:
- Я пойду! Всё равно не жить мне без огня в очаге и не вернуть моего Туора и ваших мужей без сигнального костра.
Собрали женщины Свен в дорогу, да и проводили её до окраины селения. А было на гору Соту-нэ всего-то два дня пути, да как пройти его в буран да в темноте, когда ни единой звезды не видно, а любой огонь тут же гаснет? Недалеко ушла женщина, когда поняла, что не знает, куда идти дальше. Да и в деревню обратный путь потеряла. Поняла Свен, что не выбраться ей из снегов и горько заплакала. Но тут видит – горят во тьме два круглых глаза.
- Кто ты, зверь дикий, или птица вольная? – спросила Свен. – Добра ли ты или смерти моей желаешь?
- Я Данэ, Снежная сова, - ответили из темноты. – Добра не творю, но и зла не желаю. Что ты, человеческая жена, делаешь в зверином царстве, вдали от костров твоего племени?
И ответила Свен:
- Я Свен жена охотника Туора. Иду к владычице зимы, просить её о милости. Ты, Сова, лучше всякой иной птицы видишь в темноте, не поможешь ли мне найти дорогу к дому суровой Таюрги?
И отвечала Сова:
- Никогда не служили птицы вольные племени человеческому. Да и нам злая зима не в радость – совсем замело снегом мышьи норы, не достать нам пищи себе из-под корки ледяной. Пойду я с тобой к Таюрге и буду просить её о милости.
Села сова на плечо Свен, да стала говорить той, куда идти.
Долго ли шли они, того не знает никто. Устала Свен и проголодалась. Села она на снег, достала из котомки хлеба и рыбы, сама стала есть, да и сову угостила. Вдруг слышит, крадётся кто-то во тьме.
- Кто ты, зверь дикий, или птица вольная? – спросила Свен. – Добра ли ты или смерти моей желаешь?
- Я Ханоо, Снежный лис. Ни зла не таю, ни добра не желаю, а лишь знать хочу, кто ты, жена человеческая, и куда идёшь по царству звериному в большую ночь да злую метель.
- Я Свен жена охотника Туора. Иду к владычице зимы, просить её о милости. Ты, Снежный лис, по всему подлунному миру рыщешь, все пути-дорожки помнишь. А скажи, не знаешь ли ты короткого пути к дому Таюрги?
И отвечал ей Ханоо, Снежный лис:
- Много зла принёс охотник Туор лисьему племени, и никогда не водить снежным лисам дружбы с его женой. Да и нам злая зима не в радость. Совсем замело всё вокруг, попрятались в снег снежные зайцы, и не найти их. Угости меня рыбой, Свен, жена Туора, и укажу я тебе короткий путь к дому владычицы зимы.
Поделилась жена охотника с Лисом своим обедом. И пошли они дальше втроём: Лис бежал впереди, а Сова, сидя на плече Свен, следила за ним да подсказывала женщине, куда ступать. Но вот подошли они совсем близко к горе Соту-нэ, и тут стал мороз ещё крепче. И ветер в семь раз злее задул, закрутил вокруг белыми вихрями, залепляя лицо и сбивая с ног – совсем тяжело стало идти. Испугалась Свен, думала, судьба ей замёрзнуть посреди пути. Но вот встрепенулась Сова, повела головой, да говорит:
- Берегись, Свен. Идёт сюда Снежный медведь.
Совсем страшно стало Свен. Знать, не видать ей больше родного селения – не холод её сгубит, так зверь растерзает. А медведь подошёл ближе, да и говорит:
- Как звать тебя, женщина, и зачем пришла ты в царство Ютунэ Снежного медведя? Говори, или я съем тебя!
И взмолилась Свен:
- Ты зверь могучий, Снежный медведь, не губи меня, и без того, чую, не дойти мне до цели. А зовут меня Свен, жена охотника Туора, и иду я к владычице зимы Таюрге, молить о милости, чтоб успокоила она ветры злые, прекратила бы засыпать землю снегом, прогнала бы холод. А без того не жить в этом мире ни людям, ни звериным народам.
И отвечал ей Медведь:
- Никогда не позволял я человеку ступать на землю своего царства. Да и нам, Снежным медведям, совсем от Таюрги житья нет. Ушли от холода из наших краёв все олени, да и рыба вся вглубь ушла – не поймаешь. Совсем голодно стало. Но не стану я тебя есть, Свен, жена Туора, а помогу. Ложись под мой тёплый бок, да грейся в густой шерсти – так и переждём бурю.
Лёг в снег Снежный медведь, а Свен пристроилась у него под боком, а рядом – Лис и Сова. Так и переждали непогоду. А как чуть стихнул ветер, так пошли вчетвером дальше.
Вот пришли они к дому владычицы зимы, стала Свен стучать в тяжёлые ледяные ворота. Вышла навстречу старуха-Таюрга, говорит:
- Кто ты, женщина, и по какому праву меня беспокоишь? Говори, или я тебя заморожу!
И сказала Свен:
- О великая Таюрга, владычица зимы! Я Свен, жена охотника Туора, а со мною Снежный медведь, Снежный лис и Снежная сова. Пришли мы просить тебя о милости. Нет сил терпеть дольше холод и ветры, не найти теперь во всех Северных землях ни тепла, ни пропитания. Прошу тебя, сжалься, уйми Злую зиму. Иначе не жить на этом свете ни человеку, ни зверю.
Посмотрела на неё Таюрга, рассмеялась.
- А знаешь ли ты, женщина, кто всему виною? Гуляла я прошлой луной по лесу, посыпала наст свежей порошею, чтоб виднее был на снегу след зверя, чтоб всяк охотник: и Снежный лис, и Снежный волк, и человек - мог найти свою добычу. Да увидал меня издали Туор-охотник. Не узнал – спустил на меня пса. Порвал тот пёс мою любимую шубу. Оттого и зла я, оттого и наслала на землю бурю. И не утихнет она, пока не замёрзнут насмерть Туор и его собака.
Разрыдалась Свен, взмолилась:
- О великая Таюрга, сжалься, не губи моего мужа. А я за то службу тебе сослужу. Починю я твою шубу, лучше новой будет.
Посмотрела на неё владычица зимы, подумала, да и кивнула.
- Будь по-твоему, Свен, жена Туора. Сумеешь починить мою шубу, прекратится злая метель.
Провела Таюрга гостей в свой ледяной дом, а там, посередь большой комнаты, расстелена белая шуба, вся из снега сшитая. А на шубе той дыры от зубов собачьих. Села Свен на пол, осмотрела грядущую работу, да пригорюнилась.
- Как же быть мне? Не взяла я с собой ни иглы, ни ниток, ни шила. Чем же мне теперь дыры залатать?
И сказала ей Сова:
- Возьми моё крепкое перо, очисти, будет тебе игла.
И сказал Снежный лис:
- Возьми мой острый зуб, будет тебе шило.
- А из чего мне нитей сделать? – задумалась Свен. А потом вздохнула, достала нож, да отрезала свою длинную косу.
Напряла женщина ниток из волос, сделала иглу из пера, да стала шубу чинить, протыкая дыры для иглы зубом лиса. Все дыры залатала Свен, словно их и не было. Но осталась одна, большая, где пёс зубами целый клок вырвал.
- Как же мне такую большую дырку зашить? Из чего заплату сделать?
Вздохнул тогда Снежный медведь, да и говорит:
- Возьми мой хвост, будет тебе заплата. Моя шерсть белая, точь-в-точь как шуба Таюрги.
И отрезала Свен медведю хвост, и сделала из него заплату. Осмотрела свою роботу – лучше новой шуба стала.
Понесла женщина шубу Таюрге. Та как увидела – обрадовалась.
- Хорошо постаралась ты, Свен, жена Туора-охотника. На совесть работу свою сделала. А за то уйму я злую бурю. А ещё в награду дам я тебе огонь волшебный, неугасимый. Зажги его над своим домом – пусть приведёт он к родному очагу твоего мужа.
Поблагодарила женщина владычицу зимы, да и пошла обратной дорогой. Да обратный путь вдвое меньше занял: не валил больше с ног свирепый ветер, не летел снег в лицо, а на небе стали видны яркие звёзды. Проводили её Снежная сова, Снежный лис и Снежный медведь до самого селения. А как вошла Свен в дом, так зажгла огонь в очаге, а другой – над своей крышей. Развернулся огонь дивным сиянием по небу, прибежали женщины селения, «Что это за диво?» - спрашивают.
Отвечала Свен:
- Принесла я вам, соседки, радостную весть. Смилостивилась Таюрга, уняла бурю. А ещё подарила мне волшебный огонь, увидят его наши мужья, по нему найдут дорогу домой.
С тех пор каждую зиму зажигает Свен над своим селением полярное сияние, чтобы не заблудились в темноте ушедшие охотники. А соседи теперь зовут её СвенГали, что значит «указующая путь».
…А все снежные медведи с тех пор так и родятся - без хвоста.)))
Продолжение сказочного ф-моба
Svengaly
Давным-давно жили в Северной земле славный охотник Туор и жена его Свен. Каждую зиму Туор уходил с другими охотниками бить зверя (все ведь знают, что в это время мех бывает самый лучший) и по многу дней жил вдали от родного селения. А Свен ждала его дома, хранила огонь в очаге, шила мужу рубахи да вышивала на них охранные знаки. А когда приходило время Туору возвращаться, разжигала она на вершине холма большой костёр, чтобы даже ночью не потеряли охотники дорогу к дому.
читать дальше
Давным-давно жили в Северной земле славный охотник Туор и жена его Свен. Каждую зиму Туор уходил с другими охотниками бить зверя (все ведь знают, что в это время мех бывает самый лучший) и по многу дней жил вдали от родного селения. А Свен ждала его дома, хранила огонь в очаге, шила мужу рубахи да вышивала на них охранные знаки. А когда приходило время Туору возвращаться, разжигала она на вершине холма большой костёр, чтобы даже ночью не потеряли охотники дорогу к дому.
читать дальше