Ну, эта, начну выкладывть потихоньку...
Хроники королевства Бакранского, писаные по горячим следам. Нет ничего хуже для маленького вольного народа, чем жить на границе сфер влияния больших государств. Державы – они за свои интересы кого хош потопчут. И добро бы просто воевали. Так ведь нет, играют, тушкановы дети, в эту свою политику – а нам расхлёбывай….
Так размышляла старая Гахха, методично полируя священный камень. Не то чтобы она недооценивала значение недавних событий – избавление от исторического врага вкупе с возвращением исконных владений и обретением железобетонной гарантии суверенитета и безопасности на многие века трудно было недооценить. Но мудрую Гахху почему-то не отпускало такое чувство, будто проблем себе бакранский народ нажил ещё больше.
читать дальше
Созданное чужеземным вождём потешное королевство заняло стратегически важную территорию, перекрыв собою один из основных торговых путей между экономически развитыми соседями. И с этим придётся как-то жить и что-то делать. Равно как и с ответственностью, которую несёт с собой контроль над озёрным плато. Да к тому же старому идиоту Бакне, которого теперь следовало именовать не иначе как Величеством, уж больно понравилось играть в самостоятельную политическую силу. Ещё при Вороне Гахха за голову хваталась, глядя, как этот болван с подачи талигойца направо и налево принимает судьбоносные решения да выдвигает ультиматумы. Чего теперь наворотит Бакна, оставшись без присмотра, ведьма боялась даже представить. Ясно было одно – при таком раскладе и с таким правителям оставаться и дальше мирным племенем скотоводов бакранам не удастся. Как к этому относиться, женщина не знала, перспектива кардинальной смены всего пугала и притягивала одновременно. Но вот масштабы предстоящей работы уже сейчас внушали ужас…
- Эээй, Гахха! Там тебя дед кличет на собрании заседать!
Пронзительный голос одного из многочисленных королевских внуков заставил старуху вздрогнуть.
- Это что ещё за разговоры, принц Бакранский?! Тебя как учили говорить?! – при всём своем отношении к Бакне и его реформам, Гахха старалась лишний раз не показывать членам августейшей фамилии, что не одобряет государственную политику.
- Блистательная госпожа! - Тут же поправился мальчишка. – Его Величество приглашает вас принять участие в заседании Государственного Совета прямо сейчас во дворце.
- Вот так-то, - ведьма одобрительно кивнула. – Доложи Его Величеству, что я скоро буду.
…От прочих деревенских построек королевский дворец отличался разве что размерами да дремлющим у входа добрым молодцем в странном головном уборе, состоящем из трофейного гайифского шлема и пары длинных отечественных рогов. Гахха не удержалась – прикрикнула на парня, чтоб не спал на посту. И, напустив на себя побольше солидности, ступила под дворцовые своды…
Изнутри они выглядели ничуть не лучше, чем снаружи, разве что несколько блестящих безделушек на стенах как-то оживляли традиционно невзрачную обстановку бакранского жилища. Его Величество Бакна I торжественно восседал на грубо сколоченном стуле, покрытом золотым казаронским плащом. За его спиной выстроились в ряд шестеро Принцев Бакранских, чуть дальше жались тесной кучкой их жёны и наследники. В довершение всего чуть в сторонке застыли трое лучших бакранских сказителей, призванных за неимением письменности наизусть запомнить все решения, которые предстояло принять на этом Совете.
- Итак, господа, - начал Его Величество, как только колдунья заняла предложенное ей место напротив трона, - первое заседание Государственного Совета королевства Бакрия объявляю открытым.
Гахха с отвращением сплюнула на дворцовый пол из первородного сагранского гранита. Советы он открывает, Величество самодельное!
- В общем, эта, - продолжал между тем Величество, почёсывая лысину под короной, - я тут вчерась помозговал малёк и кой-чего постановил.
Мудрая старуха только хмыкнула. Хорош подход к работе совета! Шестеро верзил за королевской спиной угрюмо молчали – у бакранов вообще не принято высказываться без дозволения старших. Сказители начали что-то бормотать себе под нос.
- В первОм разе, объявляю деревню Бакнама на Святой Горе столицей Бакрии. Отсель грозить мы будем барсам! Поставим тут крепость с башнями, замостим дороги, достроим дворец. Потом заведём клумбы с цветочками, торговые ряды, посольский двор, тиятру…
- А козлов ты где держать будешь, - не выдержала Гахха, - в тиятре?!
Его Величество снова задумчиво поскрёб августейшую лысину.
- Ндааа, незадача…
- Вот-вот, - авторитетно припечатала Гахха, - у нас основной источник дохода в сущности своей противоречит всему что ты тут задумал, так что давай пока повременим с тиятрой.
- Ну, можно и повременить, - как-то на удивление легко согласился Величество. – Давай пока что попроще обсудим, государственное устройство например. Вот ты, кстати, хочешь быть матриахом?
ТипО прода))- Чавой?! - старую Гахху вообще трудно было чем-то удивить,но Бакна и тут побил все рекорды.
- Чавой-чавой, тавой! - усмехнулся старик, весьма довольный произведённым эффектом. - У нас же королевство как-никак, а не глухая деревня в диких горах! Стало быть, нужна фицияльная религия, эт моей волей будет бакранство. А ещё нужон глава церкви, шоб, значит, отвечал, так сказать, за духовное...
Ведьма только плечами пожала.
- А у нас что, какие-то проблемы с духовностью?
читать дальшеБакна снова поскрёб лысину.
- Да нет, вроде... Но ждать пришествия Великого Козла всё ж таки культурнее будет под руководством матриарха.
Гахха подумала и махнула рукой.
- Аааа, Бакра с тобой, Твоё Величество... Только чур у меня будет три голоса в совете.
Бакра покосился на добрых молодцев за своим плечом и повторил жест матриарха
- Бакра с тобой!
Колдунья в жесте, выражающем согласие, прикрыла ладонями лицо, заодно скрыв довольную усмешку. Теперь Величество волей-неволей постепенно придёт к необходимости предоставить право голоса и сыновьям. А с ними иметь дело всяко легче, чем бодаться со старым козлом один на один.
- В общем, с этим разобрались, - резюмировал между тем Бакна. - Дальше будем формировать...это, как его... забыл. А слово такое хорошее... В общем, поделить надо власть между вот этими вот, шоб каждый за свое отвечал.
Гахха понимающе кивнула, скептически оглядывая строй здоровенных увальней за троном. В этом она была абсолютно согласна с Величеством — принцев надо срочно приставить как делу, желательно государственному. Оставалось только порадоваться, что хотя бы двое из восьми принцев пристроились на важные должности как-то сами собой. Одного Ворон увёз в Талиг в качестве посла королевства Бакранского. Другой, женившись на дочери Лиса, остался послом в Кагете, к немалой радости прочих наследников и особенно супруги, которой после брака с козопасом для полного счастья не хватало только переезда к мужу на Родину.
- Ну что ж, давай обсудим. Я вот так думаю...
- Погодь, погодь ты думать! - не слишком вежливо перебил матриарха Величество.- Я всё уже обмозговал. Вот слушай: старшего мы сделаем министером козопаснества, ну, в смысле, чтоб следил, как козы пасутся...
Гахха тяжело вздохнула и подперла подбородок кулаком. Вечер обещал быть долгим, а обсуждение — бурным...
А на следующее утро присутствовавшие на заседании сказители с королевского крыльца огласили следующее:
Ой да в год какой — да незнаемо,
Ой да в час какой — не ведомо,
Но день Святых Копыт — это точно!
Собирал наш свет, да Величество,
То Величество, да король Бакна,
Собирал совет государственный.
А вставал король да со злата трону,
Говорил король да таковы слова:
Ой вы гой еси, да советнички,
А давайте-ка да покумекаем
Как обставить нам Бакрию-матушку,
Как построить счастливое обсчество,
Чтоб тиятра была и цветы кругом
И сплошное светлое будущее?
Ой ты мать-коза, Гахха мудрая,
А и быть тебе матриархою!
За единство церкви со влестию
Будешь ты отныне ответ держать.
А ты старший сын, да наследничек,
А и быть тебе да министером,
Ой да министером козопаснества.
Будешь ты, мой сын, да за всех козлов
И за пастырей да ответ держать.
А другой мой сын, да кровинушка,
А и быть тебе тож министером!
Да министером да промышнасти
Козодойной да сыроварческой!
Да за весь надой, сыр и масло тож,
Будешь ты предо мною ответ держать.
А ты третий сын, да помощничек,
Быть министром тебе боевых козлов!
Чтоб спокойно спала Бакрия-матушка,
Чтоб не плакали ночью детушки,
Чтоб боялись нас и Павлин и Барс,
Будешь ты растить боевых козлов,
Да погонщиков к ним воспитывать.
За козлиный полк, за козлинницу
Будешь ты отныне ответ держать.
А четвёртый сын, что с соседом схож,
А и быть тебе комендантером.
За порядок да в стольной деревне
Будешь ты отныне ответ держать.
А ты пятый сын на дуде горазд,
Так и быть тебе церьманьместером!
Шоб красиво всё, да культурно шоб,
Будешь ты за то да ответ держать.
А ты младший сын, на язык ты скор,
А и быть тебе да приярщиком.
Чтоб бакраны реформам верили,
Чтобы чтили моё Величество,
Чтоб роптанья в народе не было
Будешь ты за это ответ держать.
А жена моя, коза старая,
Коза старая, да почтенная,
А и быть тебе казначейшею,
Всё одно отберёшь все грошики...
Чтоб в дому водилося золото
Покупать товары заморские,
Чтоб сказали «Бакрия богатая!»
Будешь ты за то да ответ держать.
А вы, снохи мои разлюбезные,
А и быть вам придворными дамами.
Одевались чтоб по-нарядному,
Изучали манеры и музыку!
Чтоб не стыдно было гостей позвать,
Станьте дамами, снохи, приятными,
Лучше чтоб во всех отношениях!
А вы внуки мои, дети малые,
Вы теперь все тут прынцы с прунцэссами,
Так уж не осрамите вы дедушку...
А велел наш свет, да Величество,
То величество, да король Бакна,
Заучить слова его мудрые,
Да пропеть народу бакранскому
Сего года, какого - неведомо
В день Святых Копыт, в час — невесть какой,
На горе Бакра в стольной Бакнаме.Ту би прода...
Ничего-ничего, щаз дождёмся Великого Козла - и будет всем веееесело!